четверг, 2 июня 2011 г.

Монгольские студенты в Иркутске

В 1911 году, после падения династии Цин в Китае, в Монголии установилась теократическая монархия, которая просуществовала до 1924 года.

Ситуация с образованием в Монголии в период монархии характеризовалась некоторыми особенностями. Культура развивалась в обстановке подъема национально-освободительного движе ния. Автономия позволила осуществлять связи с другими странами, в первую очередь с Россией. К периоду автономии Монголии относится и прак­тика командирования учащихся за границу. Так, из Ургинской школы было отправлено по одним данным 14, а по другим - 18 учеников в Россию, в Иркутск и Троицкосавск (ныне Кяхта) В 1919 г. за хорошее знание русского, немецкого и французского языков правительство Монголии премировало десять учеников, окончивших школы в этих городах.


МНРП еще до революции, на своем I съезде, изложила в Программе партии основные взгляды на развитие культуры и образования в Монголии после установления народной власти. Вo второй программе МНРП, принятой в 1925 г., были определены основная цель и содержание культурных преобразований в стране. Задачи демократического этапа революции в области экономики и культуры требовали в первую очередь подготовить кадры учителей, работников здравоохранения, сельского хозяйства, государственного аппарата. Помимо Москвы и Ленинграда подготовку специалистов для народного хозяйства и культуры Монголии планировалось развернуть и в Восточной Сибири, в первую очередь общеобразовательное обучение граждан МНР с целью подготовки их для поступления в вузы и техникумы. По соглашению с ректором Иркутского университета при педагогическом факультете были созданы подготовительные курсы для монгольских учащихся, в задачу которых входило помочь быстрее овладеть русским языком и восполнить пробелы по обще­образовательным дисциплинам. В «Положении о курсах» срок обучения ограничивался одним годом (фактически 8,5 месяца) с примечанием об определении срока по каждому случаю отдельно. Но, как показывают исследования, практически курсы были двухгодичными. Первую группу учащихся Министерство Просвещения Монголии командировало в Иркутск в сентябре 1925 г. в количестве семи человек. В 1926 г. в Иркутск приезжает на учебу вторая группа. Университет обеспечивал курсы преподавателями, оборудованием, классными комнатами. Заведующий курсами, на значаемый из числа преподавателей университе та по соглашению с Министерством просвещения МНР, отвечал за всю учебную, воспитательную и хозяйственно-финансовую работу курсов. Одно временно заведующий являлся уполномоченным Министерства просвещения МНР по обучению всех монгольских граждан в Иркутске.

В учебно-методическом отношении монгольские курсы находились в ведении учебно-плановой комиссии под председательством профессора Г.Ц. Цыбикова, регулярно работал педсовет курсов. С монгольской стороны контроль осуществлялся посредством отчетов заведующего, в которых ана лизировались состояние обучения граждан МНР, вопросы быта, здоровья, давались характеристики учащимся. Помимо перечисленных органов руководства для более согласованной работы в общении с учащимися был организован школьный совет, в который вошли представители от преподавателей и учащихся курсов, Восточно- Сибирского политехникума и рабфака университета.

Обучение на курсах русскому языку, основ ному предмету, осуществляли четыре педагога. С.П. Кузнецов и Д.А.Абашеев, хорошо знавшие монгольский язык, вели чтение и перевод. Письмо и грамматику по специально разработанной программе преподавал В.Д. Кудрявцев. Устной речью с учащимися занимался П.С. Резников. В обучении русскому языку существовали значительные трудности, связанные в первую очередь с отсутствием учебников, словарей. С большим трудом были приобретены карманные русско-монгольские словари, каждому учащемуся выдавался орфографический словарь.

Кроме занятий по русскому языку в 36-часо вую недельную нагрузку включались занятия по математике, географии, биологии, обществове дению. В книготоргах Москвы и Ленинграда за казывали книги по физиологии, землеведению и другим наукам. Через Иркутск в значительной степени шло снабжение учебниками, букварями, книгами по монголоведению и учебных заведений Монголии. В собственной же библиотеке монголь ских курсов в 1929 г. насчитывалось более 400 книг на монгольском и русском языках.

Большое значение придавалось организации летней колхозной практики для монгольских учащихся. Основной базой такой практики являлись колхозы Аларского аймака, где проходило практическое знакомство с различными видами сельхозработ, с организацией колхозов, их управлением. Существовала программа летней практики, руководители которой совместно с ве дущими специалистами колхозов договаривались о составлении рабочих планов практикантов, распределяли учащихся по бригадам. Вопросы о подготовке к практике специально рассматрива лись в Аларском райкоме ВКП(б), под контролем которого находились проблемы питания и быта. В план райкома по культурно-просветительской работе включались совместные мероприятия с монгольскими учащимися.

Несмотря на труднейшее положение с продук тами питания, жильем и т.д., прилагались большие усилия по обеспечению монгольских учащихся всем необходимым. Выдавались постель, одежда, обувь, существовали повышенные нормы продовольствия. В первые годы приехавших на учебу граждан МНР селили в семьи русской ин теллигенции. Позже, в 1930 г, для них организовали общежитие. Практиковалось регулярное посещение семей, в которых проживали монголы. Так, за четыре месяца 1929 г. было более ста таких посещений. На достаточно высоком уровне находилась организация питания. Часть учащихся питалась на льготных условиях центрального рабочего кооператива «Пролетарий», состояла его пайщиками и получала продукты в магазинах кооператива по специальным справкам, а в обще житии курсов работал санитарно-бытовой сектор. В его функции помимо очередных осмотров, вывешивания соответствующих плакатов и правил входила организация собраний с участием врача, медсестры, завхоза, культ-работника, старших комнат и т.д., на которых определялись меры по улучшения санитарно-бытового состояния. А «улучшать» было что. Нередко учащиеся приез жали ослабленные, с различными заболеваниями. Например, один из медицинских осмотров, проведенных в 1928 г., показал, что из 39 учащихся лишь у 21 состояние здоровья было удовлетворительным, остальные нуждались в срочном лечении.

В 1932 г. монгольские курсы при Иркутском университете были ликвидированы в связи с созданием в Верхнеудинске Монголрабфака. В поста новлении Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) отмечалось: «В целях лучшего обеспечения этих курсов преподавательскими кадрами, в целях хозяйственной целесообразности и принимая во внимание согласие на это Бурят-Монгольского об кома ВКП(б), считать целесообразным перевести монголкурсы в г. Верхнеудинск, где имеются два бурятских педагогических вуза, преподаватели, которые будут обеспечивать эти курсы».

Монгольские курсы при ИГУ положили нача ло обучению монгольской молодежи в Восточной Сибири. В 1926-1932 гг. здесь обучалось около 100 монгольских граждан. Из их рядов вышли специалисты народного хозяйства МНР, партийные и государственные работники, деятели науки и культуры.

В целом проводилась политика, имевшая целью формировать кадровый потенциал страны из представителей самого массового класса - аратства. Например, из 226 человек, обучавшихся в 1936-1938 гг. на Монголрабфаке в Верхнеудинске (Улан-Удэ), большинство были выходцами из середняцких аратских хозяйств, 1 - из зажиточного, 4 были детьми служащих, остальные представляли беднейшее аратство.

В 1930-х гг. центром подготовки монгольских специалистов со средним специальным и высшим образованием в Восточной Сибири по-прежнему являлся Иркутск. Первыми в Иркутске весной 1932 г. завершили среднее специальное образова ние строитель Сухэ-Шадаб и горный техник Дон-док, учившиеся в Восточно-Сибирском политехникуме с 1925 г.

На IX съезде МНРП отмечались первые успехи в подготовке специалистов телеграфно-телефонных мастеров, 13 радиотехников с тех ническими знаниями, 12 радиотелеграфистов, 23 телеграфиста и 38 почтовых работников. Иркутск оказал значительную помощь Монголии в подготовке страны к радиофикации. На созданных при Восточно-Сибирском управления связи радио-технических курсах для монгольских граждан в 1932 г обучалось 17, а в 1933 г. 14 человек. Из 17 человек, учившихся в 1932 г., 5 являлись членами МНРП и 11 членами МPCМ.

Учитывая острую необходимость МНР в специалистах-животноводах, Наркомат земледелия СССР реорганизовал сельскохозяйственную школу при Монголрабфаке в самостоятельный зо оветеринарный техникум. Но из-за отсутствия в Верхнеудинске необходимой материальной базы Восточно-Сибирский крайком BКП(б) постановил объединить его с Иркутским сельхозтехникумом на правах отделения. Техникум имел прекрасно оборудованную городскую ветлечебницу с учебными лабораториями, племенной скот, молочную ферму. Монгольское отделение существовало с 1934 по 1946 гг., подготовив более 50 специалистов сельского хозяйства. Всего к 1940 г. было под готовлено 244 ветеринара. Многие выпускники Иркутского сельхозтехникума продолжали учебу в вузах и аспирантуре МНР, занимали ответственные посты. Так, Д.Майдар долгие годы был заместителем Председателя Совета Министров МНР, в Монгольском университете и сельхозинституте работали доктор биологических наук Тойбого, кандидаты наук Занав, Шинже, Даваасурэн, Гал-бадрах, Бааст, преподаватели Ишням, Дулмаа. Многие работали ветеринарами. В 1930-1950 гг. высшее образование в Иркутском сельскохозяйственном и Удан-Удэнском зооветеринарном институтах получили около 15 человек.

Проходила подготовка и медицинских работников. В начале 1930-х гг. 18 монгольских учащихся обучались на подготовительном отделении медицинского техникума Иркутска. Существовало некоторое время при техникуме монголо-тувинское отделение на 30 человек, переданное в последующем в Центральную фельдшерскую школу в Москве. Монгольские учащиеся овла девали методами научной медицины, в создании первых очагов которой в Монголии принимали участие иркутские врачи Шастины, Дашевские, Т.Н. Яшенко, С.В.Архинчеева и др.

Обучались монгольские граждане и в других учебных заведениях. Так, в 1937 г. Иркутский техникум советской торговли окончили два монгольских студента. Как видно из письма полпреда СССР в МНР А.Я. Охтина в Иркутск, Монгольская Народная Республика все в большей степени ощу щала потребность в специалистах, работающих в области промышленности, транспорта, связи, дорожного строительства, торговли.

Исходя из довольно широко развернувшейся в Восточной Сибири подготовки кадров для МНР и разнообразия их специализации, в начале 1930-х гг. были предприняты значительные изменения в организации самой подготовки и в системе руко водства. Если прежде обучением руководило Ми нистерство просвещения МНР, то теперь общее руководство было возложено на Наркомат про свещения РСФСР. Вместо уполномоченного Ми нистерства просвещения МНР была учреждена должность уполномоченного Наркомата просве щения РСФСР по делам обучения монгольских учащихся в РСФСР. В происходивших изменени ях роль активного участника отводилась предста вительству СССР в Монголии, которое оказывало значительную помощь Министерству просвещения МНР в вопросах учета и распределения учащихся.

Даже в трудные годы Великой Отечественной войны в Восточной Сибири не прекращалась помощь монгольскому народу в подготовке кадров. В итоге можно сказать, что Восточной Сибири, наряду с крупнейшими культурными центрами Советского Союза, Москвой и Ленинградом, в подготовке монгольских граждан отводилось значительное место. В 1925-1932 г. подготовка граждан МНР, прежде всего общеобразовательная, осуществлялась в Иркутске. Затем центр общеобразовательного обучения был перенесен в Верхнеудинск (Улан-Удэ), а Иркутск стал местом подготовки кадров специалистов средней и высшей квалификации. Если раньше действовало лишь одно учебное подразделение для МНР - Монголкурсы в Иркутске, то в 1930-х гг. в Восточной Сибири было создано несколько средних учебных подразделений: общеобразовательный Монгол-рабфак и монгольские отделения в трех техникумах. Обучение монгольских студентов 1 в Восточной Сибири способствовало развитию процесса подготовки кадров ; специалистов МНР на своей собственной основе.

Евгений Лиштованный, д.и.н., профессор ИГУ

Журнал «Россия и Монголия» №3, 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий