воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Монголия - парламентская республика и такой останется!

С господином Д.Баттулгой – руководителем администрации президента Монголии, беседовал Владимир БЕРЕЖНЫХ

- Господин Д.Баттулга, далеко не все в России знают, какой в Монголии сегодня государственный строй. Более того, в документах недавно приезжавшей в Монголию из делегации одной госкорпораций даже название государства исказили – назвали, как встарь, Монгольской Народной Республикой…. Уточните, пожалуйста!
- Монголия, конечно же, парламентарная республика. С 21 ноября 1991 года, когда Великий народный хурал принял решение изменить название страны, а точнее - после вступления в силу новой конституции (12 февраля 1992 года) МНР стала называться Монголия. Просто Монголия, без какого либо определения! Точнее – Монгол Улс, т.е. Государство Монголия. Главой государства, символом единства народа Монголии является президент Монголии. Президент является председателем Совета национальной безопасности, главнокомандующим, он определяет военную доктрину государства, назначает судей и прокуроров, самостоятельно принимает решения о награждениях, присвоениях рангов и званий, и т.д. В то же время, в соответствии с 35-й статьей Конституции Монголии, президент в своей деятельности подотчетен перед Великим Государственным Хуралом.


- Сегодня в Монголии развернулась дискуссия насчет того – оставаться ли Монголии парламентской республикой, или более была бы эффективной президентская власть. Более того, опросы общественного мнения говорят, что около 60% жителей Монголии выступают за сильную президентскую власть… Вы, как руководитель именно президентской структуры, как один из ближайших соратников и друзей президента, Ц.Элбэгдоржа, тоже в их числе?
- Действительно, на эту тему много спорили в конце 90-х – начале 2000-х годов, и сейчас вновь возникла такая дискуссия. Но я надеюсь, более того – я уверен, что при моей жизни, при жизни нашего поколения, да и потом тоже, Монголия останется парламентской республикой! Почему?! Монголия маленькая по населению страна с большой территорией, она находится между двумя супердержавами – Россией и Китаем! В такой ситуации сохранить независимость нашей страны нелегко, но для каждого монгола самое главное – это независимость Монголии! Монголы с древних времен были свободными, стремление к свободе – в крови у каждого из нас. Парламентский строй – это один из важнейших инструментов сохранения независимости Монголии! Ведь один человек может стать диктатором (об этом говорят, например, примеры Киргизии), его могут «купить», а весь Великий Народный Хурал «купить» невозможно! Всегда найдутся те, кто проголосует в интересах народа, в интересах тех, кто их избирал. Даже если «за» какое-то антинародное решение проголосует 75 депутатов, то 76-й будет голосовать «против».

- Ваши доводы кажутся убедительными, хотя, думаю, что один из «соседей» Монголии способен «купить» не только ваших 76 депутатов, но и всех наших, которых в 6 раз больше…. И, тем ни менее, Ваша уверенность в неизменности парламентского строя в Монголии вдохновляет.
Я бы хотел на Вашем примере, господин Баттулга, показать, как в Монголии люди, сформированные социалистической системой, социалистическим строем, выросшие в условиях «развивающегося социализма», учившиеся в СССР, стали «могильщиками» этой системы в Монголии. Какой путь Вы прошли, как стали политическим деятелем, руководителем одной из важнейших государственных структур – администрации президента?

- Действительно, мы – и я, и наш президент Ц.Элбэгдорж, учились в СССР – я в Ленинграде, он – в Львове, да и большинство других наших соратников тоже. Это были такие времена, когда уже и советское общество, и монгольское тоже, ощущало фальшь, несовпадение между лозунгами лидеров правящих (КПСС и МНРП) партий и реальностью. Стагнация поразила все сферы – и производственную, и общественную. Требовались срочные преобразования, и они произошли. Все началось с горбачевской «перестройки» - не было бы её, не было бы, наверное, и мирной революции в Монголии! Мы, тогда еще совсем молодые монгольские «дети Арбата», волею обстоятельств не только были вовлечены в «большую» политику (в 90-е годы, когда мне не было еще и 30 лет, я стал членом парламента), но и оказали, в итоге, решающую роль в изменении политического строя нашей страны, в обретении ею полной независимости. Тогда распался Советский Союз, новой России было не до своих соседей, в том числе – и не до Монголии. Тогда были разорваны практически все экономические связи, и, потеряв какую-либо поддержку от «северного соседа», Монголия начала строить себя заново – и политическое устройство, и экономику. Да, мы приобрели тогда полную независимость, но это далось ценой огромных лишений для монгольского народа – на полках магазинов не было ни хлеба, вообще никаких продуктов питания, кроме, пожалуй, соли. Остановились предприятия, большинство людей стали безработными. Нам ничего не оставалось, как обратиться за помощью к международным финансовым структурами – Международному валютному фонду, к Азиатскому банку развития, к Всемирному банку. Они нам такую помощь оказали, но, естественно, на своих условиях… Никто ничего не хотел, да и не мог давать даром! Нам оказали помощь и т.н. «капиталистические» страны, в том числе и США. Мы всем благодарны за эту помощь, но это совершенно не значит, что я, или Элбэгдорж, и другие наши демократы, вообще монголы, стали «проамериканцами», «прогерманцами» и т.д., продались им! Мы все – «промонгольские» политики, потому что всё, что мы делали и делаем – мы делали и делаем в интересах Монголии! Конечно, были и ошибки, но в итоге мы имеем то, что имеем – свободную и независимую Монголию! И хотя у нас ещё очень много проблем, но Монголия динамично развивается, мы ждем 6-кратного роста ВВП за счет введения в эффективный хозяйственный оборот наших минерально-сырьевых ресурсов, а это поможет решить наши внутренние проблемы.
Мы не забыли ту помощь, которую нам на протяжении века оказывали Россия, а затем – и Советский Союз. Своей независимостью мы обязаны, в первую очередь, именно «северному соседу», поддержавшему нас в 1911 году, когда у нас произошла национальная революция, и в 1924-м, когда при поддержке СССР было объявлено о создании Монгольской Народной Республики. «Северный сосед» единственный (вплоть до 1945 года) признавал независимость Монголии, категорически отказывая Китаю в его попытках «вернуть» Внешнюю Монголию. Большинство монголов, особенно моего и более старшего поколения, знают про это, и они признательны России за помощь, за поддержку нашей стране. Но наши современные отношения не могут быть основаны только на этом чувстве признательности. Они должны быть равноправными, и взаимовыгодными. И чем скорее в России это поймут, тем лучше и для неё, и для Монголии. Попытка строить такие отношения на уровне «старший брат – младший брат» несет в себе угрозу отторжения монгольским обществом любых, даже самых дружественных жестов со стороны России.

- Вы не только соратник президента Ц.Элбэгдоржа, но и его личный друг. Расскажите, пожалуйста, о нём! Почему его считают «проамериканским» политиком? Есть ли на это основания?
- Действительно, я дружу с Элбэгдоржем с 90-го года, мы вместе боролись за независимость, работали в Малом Хурале, а затем и в Большом. Элбэгдорж – с запада Монголии, с Кобдоского аймака, а по национальности захчин. Он младший из восьмерых детей. Отец Элбэгдоржа был пастухом, но в 70-х годах семья перебралась в Эрдэнэт, где будущий президент после окончания школы успел поработать на ГОКе, уйдя оттуда в армию. В армии получил направление на обучение в Львовском военно-политическом училище, после которого работал журналистом в газете «Улаан Од». А в 90-м году началась его политическая карьера, в ходе которой он успел трижды побывать депутатом ВГХ, дважды премьер-министром Монголии, а в прошлом году, в июне, был избран президентом. Кстати, именно он основал первую в современной Монголии независимую газету «Демократия», именно он был инициатором приватизации скота, а также возвращения собственности, утраченной в ходе коллективизации. Вообще, о вкладе Элбэгдоржа в формирование монгольской демократии можно написать отдельную книгу. Элбэгдорж – настоящий монгол, он любит степь, хороший наездник, простой, доступный человек, прекрасный семьянин.
Что касается обвинений в том, что он, якобы, «проамериканский» политик, то они, по меньшей мере, смешны и несостоятельны. Да, Элбэгдорж обучался в Экономическом институте Университета Колорадо, а в 2002 году получил степень магистра бизнес-управления в Правительственной школе им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета. Вполне вероятно, что, сравнивая устройство американского общества с «советской демократией» он сделал для себя выводы не пользу последней, так ведь и Россия тоже давно рассталась с этой моделью…. Так что я повторюсь, но еще раз скажу – Ц.Элбэгдорж – «промонгольский» политики, а не «проамериканский». И мне кажется, что в ходе своего визита в Монголию в прошлом году президент Медведев хорошо это понял.

- Спасибо!

1 комментарий: