пятница, 12 ноября 2010 г.

Директор монгольского исследовательского центра EPCRC (The Economic Policy and Competitiveness Research Center) о роли Улан-Батора в национальной экономике страны.

Интервью с директором EPCRC господином Отгочулуу. Беседовал Владимир БЕРЕЖНЫХ
- Расскажите о вашем Центре!
- Наш Центр экономической политики и конкуренции изучает конкурентоспособность, мы делаем глобальный доклад по конкурентоспособности Монголии.

- На Ваш взгляд, можно ли сравнить Монголию с Уругваем, который, располагаясь между Бразилией и Аргентиной, развивается как посреднический кредитно-финансовый центр для этих стран?
- Да, в принципе, ситуация похожа. Монголия тоже находится между двумя крупными странами. Мы сегодня уже стали посреднической торговой площадкой для Китая и России, т.к. русские у нас сегодня закупают китайские потребительские товары, а китайцы, например – сибирский лес. Но в Монголии банковский сектор развит лучше, чем торговый. Так, в структуре монгольского национального ВВП банковские кредиты составляют примерно 70% (в России и в Китае – от 9 до 20%). Наш банковский сектор либерален, он гибко реагирует на потребности национальной экономики, легко перенимает мировой опыт. 95% всех оплат проходят через банки. Наши кредитно-финансовые учреждения стремятся достичь мирового уровня гарантии тайны и безопасности вкладов и «прозрачности» своей деятельности, но уже сегодня они предоставляют одинаково качественные услуги своим как монгольским, так и зарубежным клиентам. Они сегодня ищут «золотую середину» между необходимостью хранить тайну вклада и необходимостью недопущения «отмывания» денег, использования их в целях терроризма. В Монголии процентная ставка по кредитам составляет в среднем 11-16 %.
Такая ставка, хотя, на мой взгляд, и не соответствует потребностям монгольской экономики, в то же время в два раза меньше, чем в России, поэтому все больше и больше россиян рассматривают Монголию с точки зрения развития своего бизнеса. Появляются и частные венчурные фонды, финансирующие тех, кто желает открыть новую компанию, не имея на это достаточно средств, или возможностей взять кредит.


- Какова роль Улан-Батора в национальной экономике Монголии?
- Как Вы знаете, в Улан-Баторе проживает 50% населения Монголии, здесь создается 50% национального валового продукта. Налоги в Улан-Баторе более стабильные, чем, например, в Эрдэнэте, где они зависят от мировых цен на медь. Здесь хорошо развиты сервисные услуги, торговля, а также образование. Как я уже говорил, в Улан-Батор направляются товарные потоки из Китая, затем распределяясь далее по нашей стране. И только некоторая часть через Селенгинский аймак направляется в Россию. Конечно, у Улан-Батора есть амбиции стать крупным товарораспределительным центром на транспортно-экономическом коридоре от Тяньцзиня до Иркутска, но две проблемы препятствуют этому – отсутствие должной современной транспортной инфраструктуры на территории Монголии и высокие таможенные пошлины на наши товары в России, бюрократизм и предвзятость, а порой – и непрофессионализм и коррумпированность служащих на пограничных КПП Сухэ-Батор – Наушки и Алтанбулаг – Кяхта. Эти проблемы необходимо срочно решать на самом высоком уровне с тем, чтобы наши приграничные торговые отношения, приграничная инфраструктура и соответствующие нормативные акты соответствовали мировым стандартам, и не препятствовали нормальной торговле между нашими странами, чтобы они оперативно реагировали на потребности экономики, населения наших стран.

- Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать мэрии Улан-Батора для того, чтобы стать одной из финансовых столиц Северной Азии?
- Думаю, что у городских властей в этом плане возможностей не так много. Вот пример: хотя за последние годы число компаний, основанных на иностранном капитале, зарегистрированных в Улан-Баторе, возросло, нормативно-правовые условия для их деятельности очень хорошие, но с другой стороны, чтобы открыть такую компанию, надо иметь стартовый капитал в 100 тыс. долларов, а это отсекает от нас значительное число небольших, но предприимчивых инвесторов. Поэтому и иностранные инвестиции в Монголию поступают, в основном, в горнодобывающий сектор, развивающийся, естественно, за пределами Улан-Батора. Эту проблему – снижение финансового ценза на открытие дела в Монголии, снижение бюрократических барьеров на регистрацию собственного дела в Монголии – на уровне мэрии не решить, это в компетенции Великого Государственного Хурала. Если будут приняты соответствующие законы, то и бизнес в Улан-Баторе будет более разнообразный.
В то же время городские власти должны формировать в Улан-Баторе благоприятные жизненные условия, пытаться амортизировать негативные климатические и экологические факторы, модернизировать транспортную инфраструктуру с тем, чтобы не только постоянным жителям Улан-Батора, но и инвесторам, другим иностранцам было комфортно здесь жить. И команда нашего мэра Г.Мунхбаяра, на мой взгляд, сделала для этого уже многое. Но еще больше предстоит решить. Ведь социально-экономическая ситуации Улан-Батора является прямым отражением ситуации в Монголии в целом, его экономическая структура носит все признаки экономики развивающихся стран, т.н. «третьего мира». Ежегодно около 40 тыс. мигрантов из худонов (из сельской местности – В.Б.) переселяются в Улан-Батор в поисках лучшей жизни, или потеряв, из-за стихийных бедствий, свой скот. Не имея возможности купить благоустроенную квартиру, эти мигранты ставят юрты на любом свободном «пяточке» городской земли, отапливают эти юрты некачественным углем, внося свою негативную «лепту» в состояние атмосферы, в криминализацию Улан-Батора, в его санитарное состояние и культурный уровень города. Загрязнение воздуха в столице зимой достигает такого уровня, что многие иностранцы на этот период просто покидают Монголию, что, естественно, сказывается на финансовых результатах деятельности предприятий, организованных с их участием, с участием их капитала. А значит – и на поступлениях в бюджет Улан-Батора.
У мэрии нет полномочий и возможностей препятствовать этому процессу – «великому переселению» населения Монголии в столицу, в этом главную роль должны играть грамотные и честные решения нашего ВГХ, которые должно выполнять правительство страны. Мэр решает, в основном, технические задачи, связанные с благоустройством города, его инфраструктурой. Повторюсь – решает, на мой взгляд, неплохо. Думаю, что в его компетенции – создать более благоприятные условия для регистрации бизнеса хотя бы на существующей правовой базе. Например, открыть несколько пунктов для регистрации бизнеса по принципу «в одно окно», т.е. чтобы инвесторы могли все документы сдать и получить в одном месте, и им не надо было бегать по разным столичным управлениям и агентствам, чтобы это делали опытные специалисты.

- Нужны ли туристы из России Улан-Батору?
- Туризм – это серьезный экономический фактор Улан-Батора. В структуре столичного туристского потока россияне занимают, я думаю, около 25%. Это немного, учитывая наше соседство. Пока главным генератором наших туристских обменов служит шоп-туризм, и это закономерно. Во времена социализма наши изделия из кожи и меха хорошо продавались в Советском Союзе. Наверное, потребность в них в России до сих пор сохраняется, тем более что качество этих изделий в Монголии значительно выросло. Я знаю, что ежедневно только автобусом из Бурятии в Улан-Батор приезжает около 40 человек, и практически ни один не возвращается от нас без покупок. А ведь еще сколько людей приезжает поездом, самолетом! С этой точки зрения российский туристско-торговый сегмент очень важен для Улан-Батора – ведь им заполняются гостиницы (в т.ч. и зимой, когда туристов из других стран почти нет), он, закупая изделия из кашемира, кожи и меха, поддерживает национальных производителей, в том числе действующих в Улан-Баторе, а также городскую торговлю.

- С этой точки зрения, на мой взгляд, столице надо было бы произвести исследование того, как скажется на Улан-Баторе открытие зоны свободной торговли в Алтанбулаге – ведь в этом случае покупателям, например, из Бурятии, не надо будет ехать за покупками в Улан-Батор. Как скажется на столице снижение этого туристского сегмента?!
- Думаю, что Улан-Батор потеряет не так много. Но зато развитие Алтанбулага, Сухэ-Батора, любого другого сомона или аймака в целом будет способствовать децентрализации Улан-Батора, а это жизненно необходимо Монголии – страна должна развиваться на всей своей территории! Только развитие других территорий страны будет способствовать закреплению там населения и снижению миграционной нагрузки на Улан-Батор. Ведь сегодня столица не может оправдать надежд мигрантов из худонов, предоставить всем приезжим, тем более тем, кто переселился в Улан-Батор не имея никаких средств к существованию, ни жилья, ни рабочих мест! А таких большинство! Поэтому можно утверждать, что Улан-Батор, его администрация и все жители кровно заинтересованы в развитии всей страны, а не только столицы! Улан-Батор сегодня переполнен (ведь он был спланирован на 400-500 тыс.человек, а сегодня только по официальным данным в нем проживает в два раза больше), и ВГХ принял решение решить проблему за счет вывода за черту города высших учебных заведений. Так, уже начинается строительство нескольких кампусов в районе Налайха, туда переедут университеты и институты. Но ведь и город потеряет посетителей кафе, ресторанов, ночных клубов… Тогда в структуре внешнего облика столицы будут преобладать не молодежь, а как раз те самые мигранты из худонов…

- Что сегодня необходимо сделать Великому Государственному хуралу для того, чтобы социально-экономическая ситуация в Монголии динамично улучшалась, чтобы страна перешла на новый уровень развития?
- Первым делом необходимо принять законы об уведомительной регистрации новых компаний, о поддержке и защите частного предпринимательства и инноваций! Надо слышать всех предпринимателей, а не только крупных, делающих бизнес в горнодобывающем секторе! Нужно найти возможности для снижения кредитных ставок (процентов по кредитам). Крайне важно обеспечить реальное снижение и уровня коррупции, все еще процветающей в стране, обеспечить функционирование справедливого и честного суда.

- Расскажите о себе!
- Я из Улан-Батора, учился здесь в школе, затем на менеджера в частном ВУЗе, после которого поехал в Германию, где изучал макроэкономику. Потом, вернувшись, работал в коммерческом банке, где делал рыночные исследования, затем в администрации президента, где занимался исследованием макроэкономических процессов в Монголии. Но через несколько месяцев принял решение создать независимую организацию для проведения таких исследований, и выработке на их основе рекомендаций для правительства. У нас, конечно, много государственных учреждений подобного типа, но они работают на ближайшую перспективу, а мы – на глобальную… Мы определяем место новой Монголии в системе азиатских, мировых координат с тем, чтобы найти новые возможности для всех наших производственных кластеров – от мясного до туристского.
Мы хотим создать эффективную платформу для диалога между частным бизнесом и государством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий